Информационный ресурс маркировки 2016—2019 гг.

PTK (1).jpg


Из этой статьи вы узнаете очень много полезной информации о том, как осуществлять обязательную маркировку товаров, и что для этого необходимо. Здесь говорится о том, почему вам необходима КЭП при выполнении данных требований законодательства, где брать нужные данные и как пройти регистрацию на инфоресурсе ФНС. Процесс регистрации описан в виде алгоритма, поэтапно, со всеми необходимыми разъяснениями.

Отдельно рассмотрены вопросы маркировки относительно следующих видов продукции:

  • меховых изделий;
  • лекарств;
  • табака и сигарет;
  • одежды и обуви.

Говорится не только об алгоритме действий в том или ином случае, но и последних (а также ожидаемых) изменениях в законодательстве, а также о том оборудовании и ПО, которое понадобится для полного соблюдения современных требований к торговле вышеперечисленными категориями товаров.

С 1 января 2019 года вступил в силу закон, регулирующий функционирование общероссийской системы маркировки товарных единиц уникальными идентификаторами — КиЗ (№ 488-ФЗ). До этого момента система маркировки была экспериментальной. В пилоте участвовали меховые изделия (с 12.08.2016 г.). В 2017-2019 г.г. идентификаторы стали наносить на упаковки, ярлыки, тару лекарств, табачных изделий, одежду, текстиль и другие товарные группы. В статье мы расскажем об официальных информационных ресурсах маркировки, которыми в 2019 году будут пользоваться потребители, государственные структуры, производители и реализаторы вышеуказанных изделий.

Информационный ресурс маркировки меха

Маркировка меховых изделий является обязательной, согласно постановлению № 787, в котором в числе прочего говорится и о создании специального ресурса для приема, хранения, обработки, передачи в ответственные органы сведений о дате и месте изготовления товарной единицы, виде меха и других данных.

Согласно шестой главы вышеуказанного закона, для работы с информационной системой пользователю необходим электронный аналог подписи (КЭП). КЭП генерируют удостоверяющие центры, получившие аккредитацию в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Чтобы получить ЭП, пользователь вправе выбрать один УЦ из перечня и обратиться к нему или заказать услугу здесь.

За создание, корректное бесперебойное функционирование информационного ресурса маркировки меха отвечает ФНС.

Система, созданная ИФНС, обеспечивает обмен сведениями между налоговыми, таможенными органами, службой по защите прав потребителей. Ресурс доступен каждому продавцу, изготовителю, конечному покупателю.

Согласно второму приложению постановления № 787, обращаясь к ИС, пользователь вправе получить следующие данные:

  • наименование изделия;
  • страну, в которой произведена единица;
  • модель;
  • размер;
  • код товарной номенклатуры ВЭД, согласно решению № 54;
  • из какого меха сшито изделие;
  • цвет, сведения о покраске;
  • номер и дата документа (декларации), подтверждающего соответствие продукции требованиям законодательства;
  • название изготовителя, бренд или торговая марка;
  • GTIN (код, присвоенный единице компанией GS1).

Полный перечень требований, предъявляемых к государственной системе маркировки изделий из меха, размещен по ссылке.

Сотрудники Федеральной налоговой службы разработали бесплатную утилиту для проверки подлинности товара. Приложение работает на гаджетах с ОС iOS и Android. Программа доступна для скачивания в Google Play и App Store.

Регистрация на информационном ресурсе маркировки ФНС России

Для работы с чипированными меховыми изделиями, всем участникам проекта, независимо от того, производят ли они продукцию, ввозят ли ее на территорию Российской Федерации или реализуют конечному потребителю, нужно пройти регистрацию на информационном ресурсе маркировки ФНС России. Создать учетную запись можно только при наличии КЭП.

Для регистрации необходимо:

  • перейти на главную страницу ресурса;
  • установить на компьютер, ноутбук или планшет программу криптографической защиты «КриптоПро» (ссылка для скачивания дистрибутива) и плагин для браузера;
  • добавить адрес информационного ресурса в список надежных узлов;
  • выполнить проверку (активировать соответствующую кнопку в верхней правой части страницы);
  • нажать на кнопку «Вход» в правом углу сайта;
  • выбрать сертификат ЭП, предварительно сохраненный на ПК или USB-накопителе.

После выполнения всех вышеописанных действий регистрация будет завершена.

Пользователи личного кабинета налогоплательщика (юридические и физические лица-предприниматели), вошедшие в ЛК на официальной площадке налоговой службы, автоматически получают доступ к аккаунту информационной системы.

Информационный ресурс ФНС для маркировки лекарств

В 2017 году стартовал проект по нанесению идентификационных кодов на лекарства. Согласно постановлению № 62, эксперимент продлится до конца 2019 года. С 2020 г. маркировка медицинских препаратов станет обязательной.

Для работы с маркированными единицами создан информационный ресурс маркировки лекарственных средств (информационная система мониторинга движения лекарственных препаратов — ИС МДЛП), который до ноября 2018 г. обслуживала ФНС России. Затем ИС МДЛП передали Центру развития перспективных технологий и включили в общероссийскую систему «Честный знак».

Для работы с ИС МДЛП нужны:

  • электронная цифровая подпись — аналог обычной подписи, необходимый для внесения в базу ресурса сведений о поступлении, изготовлении, убытии препаратов (заказ услуги в один клик);
  • сертификат от КриптоПро — это программа криптографической защиты, которая позволяет работать на ПК с сертификатами КЭП (ссылка для скачивания);
  • аккаунт на сайте Честного знака — доступ в личный кабинет медицинской организации-производителя лекарств, аптеки.

Пользователи системы передают в нее сведения о производстве, упаковке, уничтожении лекарственных препаратов и другие данные, указанные во втором приложении к методическим рекомендациям по работе с маркированными лекарствами.

Информационный ресурс маркировки табака и сигарет

Согласно распоряжению № 792-р, в 2019 году начинается обязательная маркировка табачной продукции. Экспериментальное нанесение на сигаретную упаковку (пачки, блоки) матричного идентификатора DataMatrix началось в январе 2019 г. и завершится в феврале 2019 г.

Для реализации пилотного и основного проектов по маркировке табака и сигарет, оператором (ЦРПТ) создан общероссийский информационный ресурс — МОТП (система маркировки и оборота табачной продукции).

В ИС МОТП за время эксперимента зарегистрировалось 1107 компаний-производителей, распространителей и реализаторов изделий из табака: «Лента», «Магнит», SNS, АО «Филип Моррис Ижора» и другие.

Для начала работы с ресурсом нужно:

Информационный ресурс маркировки одежды и обуви

Согласно распоряжению № 792-р, с 3-го квартала 2019 г. предусмотрена обязательная маркировка обуви, а с декабря того же года идентификаторы начнут наносить на ярлыки курток, трикотаж и другую продукцию легкой промышленности.

С 01.06.2018 г. по конец июня 2019 года проходит эксперимент по маркировке обувной продукции. На портале проектов нормативных правовых актов размещен законопроект о проведении пилота по идентификации продукции легкой промышленности (предлагаемый период с 01.03 по 30.11.2019). По состоянию на февраль 2019 г. документ находится в стадии обсуждения и проведения экспертизы.

Оператором, отвечающим за корректное бесперебойное функционирование информационного ресурса маркировки одежды и обуви (ИС МП) назначен Центр перспективного развития технологий.

Для создания учетной записи пользователя системы и дальнейшей работы понадобится:

  • техника для считывания и нанесения матричного кода;
  • электронный аналог подписи, полученный в УЦ или здесь;
  • контрольно-кассовая техника с программным обеспечением, поддерживающим работу в ИС;
  • договор с ОФД.

Подробно о работе участников экспериментального проекта по маркировке обувной продукции в ИС МП написано в методических рекомендациях Минпромторга.

Назад