Обязательное штрихкодирование: нюансы внедрения

26.03.2019

Все больше товаров – хороших и разных – подлежат процедуре обязательного штрихкодирования. Это делается для обеспечения прозрачности информации о товаре. Теперь ее может получить и обычный потребитель, уточняя для себя, надежен ли купленный им товар. Таким образом, проявляются новые уровни контроля, и вероятность попадания на прилавки контрафактной продукции, сводится к минимуму. Практически устраняется.

О том, какие сведения о продукте помещаются в штрих-код, вы узнаете из данной статьи. В приведенном здесь материале также рассказывается об отличиях кодирования различных групп товаров, например, одежды, парфюмерной продукции и т.п.

Также здесь изложена информация о сроках внедрения обязательного кодирования для различных категорий. Даты внедрения подобного процесса необходимо знать для того, чтобы вовремя подготовиться к этому и не попасть на штрафные санкции. Подробную информацию о том, какое оборудование необходимо для исполнения всех требований закона, вы также узнаете из изложенного здесь материала.

Для предпринимателей 2019 год ознаменуется завершением перехода на онлайн-кассы, повышением налога на добавленную стоимость и внедрением маркировки в формате DataMatrix. Обязательное штрихкодирование в нынешнем году затрагивает 10 групп товаров. О том, кому необходимо переходить на штрихкодирование и как к нему подготовиться, расскажем далее.

Что такое штрихкодирование

Штрихкодирование – идентификация материальных объектов посредством присвоения единице продукции контрольного знака. Каждый штрихкод уникален и хранит информацию о маркированной единице. На основе метки формируется база товарных наименований и данных о них.

Штрихкод DataMatrix представлен двумерным матричным идентификатором в виде прямоугольника или квадрата. В первом случае размер метки обычно составляет 10х10—144х144 мм, во втором — 8х18—16х48. В 2D-коде шифруется до 3 Кбайт информации.

Образуют штрихкод DataMatrix четное количество столбцов и рядов, сформированных из квадратов: белых или черных или одноцветных с разным уровнем яркости. Допустимо использовать в метках круглые элементы – в стандарте ISO не определена конкретная форма.

Требования по обязательному штрихкодированию

Главная цель внедрения штрихкодирования в формате DataMatrix – снижение количества контрафакта в товарообороте. Благодаря метке государство отслеживает товар на каждом этапе – от производителя или импорта до поступления в магазин и реализацию конечному покупателю.

Потребители могут проводить самостоятельную проверку продукции с помощью специального приложения для сканирования 2D-кодов «Честный знак», предназначенного для устройств на операционных системах iOS и Андроид. Пользуясь программой, потребители страхуют себя от покупки контрафакта.

Обязательная маркировка предполагает получение на основе данных штрихкода подробной информации о продукции контролирующими органами и потребителями. Согласно требованиям ТР ТС 022/2011, идентификационные метки любого формата для пищевых товаров должны включать в себя следующие сведения:

  • название;
  • состав;
  • масса;
  • пищевая ценность;
  • срок годности;
  • страну изготовления товара;
  • данные производителя и местонахождение;
  • советы по приготовлению;
  • особые указания.

Производитель вправе указать дополнительную информацию о продукции. Например, отсутствие консервантов или ГМО, при условии наличия подтверждающих сертификатов.

Штрихкодирование парфюмерно-косметических изделий происходит на основе требований пункта 9 статьи 5 ТР ТС 009/2011. Идентификационное обозначение должно включать:

  • наименование и предназначение продукции;
  • сведения об изготовителе;
  • состав;
  • объем;
  • дата истечения срока годности;
  • правила хранения и меры предосторожности;
  • рекомендации по использованию.

Обязательная маркировка одежды предполагает включение в штрихкод правил по уходу, размера, состава ткани. В случае штрихкодирования меховых изделий, указывается тип меха и способ его обработки.

Предъявляются общие требования к штрихкодам товарных групп:

  • устойчивость к механическим воздействиям;
  • четкость и разборчивость знаков идентификации (при необходимости выделение на фоне цвета упаковки товара);
  • стойкость к климатическим факторам.

За нарушение обязательных требований по маркировке предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 15.12 КоАП РФ. ИП выплачивает штраф в размере от 20 до 30 тыс. рублей, юридическое лицо – от 100 до 300 тысяч. Если неправильное штрихкодирование или его отсутствие стало причиной нанесения вреда покупателю, размер взыскания возрастает в 3 раза. При особо крупных нарушениях предусмотрены более серьезные санкции. Например, если общая стоимость немаркированной продукции превышает 1,5 млн. рублей, предусмотрен штраф более 1,5 млн. рублей или лишение свободы на срок до 3 лет.

Сферы внедрения штрихкодирования

В майском выступлении Д. Медведев объявил, что власти планируют отслеживать движение всей продукции в единой информационной базе. Согласно проекту, до 2024 года принудительная маркировка охватит свыше 30 сфер.

Штрихкодирование в торговле

Идентификацию алкоголя и меховых изделий ввели еще в 2016 году. До 1 марта 2019 года завершается переход на обязательное штрихкодирование для табачных изделий, до 1 июля – для обуви. До 1 декабря 2019 года истекает срок по внедрению меток для ряда других категорий товарных групп, в их числе:

  • парфюмерия;
  • шины;
  • одежда;
  • домашний текстиль;
  • фототехника.

Для каждой категории товаров приведены подробные разъяснения в законодательном акте 792-р. При этом каждый предприниматель вправе начать маркировку на добровольной основе, не дожидаясь подхода официальных сроков.

Штрихкодирование на складе

На складах маркировка упрощает процесс учета ТМЦ. Считывающие устройства за несколько секунд распознают информацию со штрихкода и передают в базу данных, что ускоряет инвентаризацию и комплектацию по накладным. Отсутствие необходимости вводить данные вручную сокращает количество пересортицы.

Штрихкодирование в других сферах деятельности

Применение маркировки не ограничивается сферами производства и сбыта. Так как идентификация по коду обеспечивает оперативность действий и минимизирует ошибки, вводят штрихкодирование книг в библиотеках, образцов в клинико-диагностических лабораториях, документов в архивах. Посылки и другие габаритные виды отправлений маркируют для более быстрой и безошибочной сортировки Почта России и компании, занимающиеся перевозками и курьерской доставкой, и так далее.

Что необходимо для штрихкодирования: 1С 8.3, регистрация в ЭДО, оборудование

Подробно рассмотрев преимущества и особенности технологии идентификации, перейдем непосредственно к процессу ее внедрения. С чего начать штрихкодирование на складе или в магазине? Прежде всего, удостоверьтесь, что ваша товароучетная программа и техническое обеспечение совместимы с оборудованием для чтения маркировки. На складе обычно используют программные продукты на базе 1С, для введения штрихкодирования рекомендуют версию 1С 8.3.

Далее зарегистрируйтесь в системе электронного документооборота (ЭДО). Перед созданием профиля на сайте сервиса установите ключ КЭП в компьютер. Укажите в представленной форме требуемые данные, согласитесь с условиями пользовательского соглашения и подтвердите регистрацию.

Следующая задача — покупка оборудования для работы с маркированными упаковками. Речь идет об онлайн-кассах,сканерах, принтерах.

Принтеры

Принтер штрихкодов – обязательное оборудование, если вы выпускаете продукцию. Техника предназначена для печати идентификационных этикеток. Производительность принтеров варьируется в зависимости от класса:

  • начальный и средний — от 5 до 20 тысяч экземпляров за смену;
  • промышленный — до 100 тысяч экземпляров за смену.

Принтеры легко интегрируются в торговую систему организации. В конструкции большинства моделей предусмотрены сетевые интерфейсы для удаленного управления техникой с компьютера и подключения внешних устройств.




Сканеры

Сканеры – незаменимое оборудование при работе с маркированной продукцией. Техника считывает штрихкод, преобразует его в текстовое представление и передает данные на компьютер, кассовый аппарат или другое устройство.

При обязательной маркировке двумерными кодами применяют 2D-сканеры. Оборудование представлено в нескольких разновидностях, выбирается в зависимости от специфики бизнеса. По типу использования сканеры подразделяются на проводные и беспроводные. Для установки оборудования на кассы, выбирают первый вариант техники. При работе на складах используют беспроводное оборудование, работающее от аккумулятора и подключенные к управляющему устройству через Wi-Fi или Bluetooth.

Онлайн-кассы

При реализации маркированных товаров используют онлайн-кассы. Оборудование на основе полученной от сканера информации фиксирует продажу и отправляет электронный чек оператору фискальных данных, а он —в контролирующие органы.

Онлайн-кассы отличаются размерами, набором интерфейсов, поддерживаемыми функциями, уровнем производительности и прочими характеристиками. На выбор ККМ влияет сфера бизнеса, товарооборот и ряд других параметров.


Преимущества штрихкодирования товаров в 1С

Вопреки расхожему мнению, маркировка необходимо не только государству и покупателям, но и самим хозяйствующим субъектам. Внедрив штрихкодирование на производстве или в магазине на 1С, предприниматель получает следующие преимущества:

  • 100 % учет каждой единицы товара;
  • контроль поступления и перемещения товаров;
  • ускорение получения информации о нахождении конкретного товара на складе;
  • удобное отслеживание сроков годности, что позволяет избежать залеживания товаров на складе;
  • выявление наиболее востребованных групп товаров;
  • сокращение времени на отгрузку и приемку товара и т.д.

Идентификация товаров оптимизирует многие бизнес-процессы, позволяя выйти на новый уровень дохода — увеличить товарооборот, снизить убытки и повысить эффективность труда сотрудников.


Назад